Методическая копилка
Подвижные игры для детей второго года жизни
Движения сопутствуют всей жизни человека. Лежащие в их основе мышечные сокращения необходимы для гармоничного физического и умственного развития человека. Ограниченность в движениях, малая подвижность вызывают гиподинамию – особое состояние, при котором нарушается нормальная деятельность сердца, легких, нервной системы. В конечном итоге ухудшаются защитная и приспособительная реакции организма на неблагоприятные изменения среды.
Отсутствие или ограничения движений особенно неблагоприятно сказывается на растущем детском организме. Во время движений мышцы потребляют больше кислорода и питательных веществ, при этом усиливается деятельность сердца и легких. А поскольку кровообращение у ребенка интенсивнее, чем у взрослых, становится понятным значительный эффект от физических упражнений именно в детском возрасте.
Особенно благотворно физические упражнения воздействуют на нервную систему. Недаром говорят, что гимнастика мышц – это прежде всего гимнастика нервов. У малыша связь между становлением движений и нервной системой особенно выражена.
Гимнастические упражнения с ребенком второго года жизни позволяют решать следующие задачи:
Научить малыша правильно ходить. Годовалый ребенок нередко теряет равновесие, ходит, часто перебирая ножками, почти бегом. Полноценные самостоятельные шаги у малыша появляются после развития координации движений рук.
Для формирования у ребенка правильной ходьбы нужно приучать его ходить, сближая ноги и ставя их параллельно, то есть учить ходить по ограниченной по бокам поверхности (ходьба по скамейке, доске, дорожкам шириной от 10-30 см.
Воспитывать чувство равновесия. Для этого надо учить ребенка ходить по ограниченной поверхности, приподнятой на определенную высоту (от 1,5-2 см. в начале второго года жизни до 15-20 см. – в конце). Чем выше поверхность, тем она должна быть шире;
Избежать плоскостопия. Правильному формированию стопы способствует ходьба босиком по неровной поверхности (песок, гравий, трава, ворсистый ковер, массажный коврик)
Формировать правильную осанку. Этому способствует подлезание под различные предметы (скамью, палку, веревку, обруч), расположенные на высоте 25-30 см., упражнение на поднятие прямых рук.
Воспитывать координацию движений (вхождение и схождение с одного предмета на другой, перешагивание через предметы и другие упражнения).
Проводя гимнастические упражнения с ребенком старше одного года, придерживайтесь следующих правил:
- Старайтесь включить в работу все группы мышц (спины, живота, плечевого пояса, рук, ног);
- Чередуйте упражнения и отдых;
- Меняйте исходные положения ребенка (стоя, сидя, лежа на животе, спине).
- С детьми от 1 года до 1,5 лет занятия физкультурой желательно проводить после второго сна, через день. Длительность должна составлять 8-10 минут.
- Нельзя проводить занятия после болезни ребенка (после ангины в течение 10 дней, после пневмонии – в течение 20 дней), если малыш болен, плачет.
- Одежда для занятий не должна затруднять движений, например, это могут быть маечка и трусики. Заниматься гимнастикой лучше босиком. Комнату перед занятием нужно проветрить.
- При выполнении ребенком упражнений внимательно следите за его дыханием. Задержка или затруднение дыхания во время гимнастики вызывает быстрое обеднение крови кислородом, в то время как хорошее, глубокое дыхание улучшает кровообращение.
- Занимаясь с ребенком гимнастикой, помните и о том, что в этом возрасте у детей еще слабый опорно-связочный аппарат стопы, поэтому спрыгивание с высоты может вызвать деформацию свода стопы.
Детям очень интересны подвижные игры, которые предполагают совместное выполнение одних и тех же движений. В такие игры можно поиграть с 2-3 малышами дома и на прогулке. Например, встаньте вместе с детьми в круг и предложите им попрыгать, потопать ножками, похлопать в ладошки, покружиться. Покажите малышам образец действия и задайте ритм движений, сопровождая их чтением стихотворения или пением песенки. При этом обращайте внимание детей друг на друга, называйте их по именам, хвалите за дружную игру. Подобные игры хорошо включать в воображаемые ситуации. Например, дети могу кружиться как снежинки, прыгать как зайчики, топать как медведи, тянуть ручки вверх как цветочки к солнышку и пр.
Даже самые маленькие дети с удовольствием будут играть в такие игры, как «Карусели», «Раздувайся пузырь», «Каравай». Атмосфера радости, веселья, смена простых движений и их направления, повторяющиеся слова стихотворений – все это располагает детей к продолжению общения, обогащает их коммуникативный опыт. Хороводные игры способствуют сближению детей. Их хорошо организовывать с несколькими малышами.
Несмотря на то, что предметы и игрушки иногда вызывают ссоры детей, не следует исключать их из совместных игр. Помогайте малышам обмениваться игрушками, устанавливать очередность в действиях, достигать общей цели. Сначала в игры лучше всего включать предметы, которые хорошо знакомы малышам – это позволит предотвратить конфликт. Например, можно предложить детям мяч, который можно перекатывать, бросать друг другу. Двум малышам можно дать одинаковые пирамидки и предложить сначала разобрать и собрать их самостоятельно, а потом – вместе, подавая друг другу колечки и нанизывая их на один стержень.
Старайтесь участвовать в совместной игре в качестве равноправного партнера. Поддерживайте инициативу малышей, радуйтесь вместе с ними полученному результату, привлекайте их внимание к действиям друг друга, поощряйте проявления сочувствия. Старайтесь хвалить детей и учите их хвалить друг друга.
Проводя игры, соблюдайте следующие правила.
- Предлагайте детям игры с такими движениями, при выполнении которых не нужно прилагать особых усилий.
- Сопровождайте игры музыкой с четким ритмом и песнями с короткими, понятными маленьким детям фразами.
- Предлагайте малышам для игры одинаковые игрушки.
- Играйте вместе с детьми, организуя и направляя их, включайте в деятельность по подражанию словесные подсказки.
- Предоставляйте малышам относительную свободу в игре; используйте метод совместного действия только в том случае, если кто-то из детей действительно нуждается в помощи.
Игры, способствующие формированию интереса к сверстнику и эмоционально положительным действиям.
От 1 года до 1 года 6 месяцев
«Хлоп, хлоп по ладошечке»
Для этой игры необходимо участие двух взрослых. Малыши могут сидеть, стоять, находиться у них на коленях.
Пусть один ребенок с помощью взрослого протянет ручки к сверстнику ладонями вверх, а другой хлопает по ним. Сопровождайте игру пением песенки, стимулируя детей к протяжному произношению слов:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп
По ладошечке.
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп,
Моя крошечка!
Обычно во время игры дети смотрят друг на друга, улыбаются, испытывая радость от общения. Повторите игру, только теперь малыши должны поменяться ролями. Хвалите их за то, что они играют вместе, радуются, «поют». Играйте, пока у детей сохраняется интерес.
«Мишка с куклой»
Встаньте напротив малышей и начинайте весело петь песенку:
Мишка с куклой бойко топают, (Топайте ногами)
Бойко топают, посмотри!
И в ладоши звонко хлопают, (Хлопайте в ладоши)
Звонко хлопают: раз, два, три!
Мишке весело, Мишке весело,
Вертит Мишенька головой, (Качайте головой)
Кукле весело, тоже весело,
Ой, как весело, ой, ой, ой!
Мишка с куклой бойко топают, (Топайте ногами)
Бойко топают, посмотри!
И в ладоши звонко хлопают, (Хлопайте в ладоши)
Звонко хлопают: раз, два, три!
Мы попробуем, мы попробуем, (Выполняйте пружинящие движения ногами)
Эту полечку все сплясать,
Разве можем мы, разве можем мы,
Разве можем мы все отстать!
В ходе игры обращайте внимание малышей друг на друга, напоминайте им о том, что они играют вместе, поэтому всем так весело.
«Качели»
Сначала пусть каждый ребенок поиграет в эту игру со своей мамой. После этого объедините малышей в пару. Покажите им, как взять друг друга за руки, и начать покачиваться из стороны в сторону, перенося вес тела с одной ноги на другую. Один взрослый может, обхватив кисти рук детей своими руками, задавать ритм, темп и направление движений. Сопровождайте игру пением:
Ой-да, ой-да, на качели сели.
Ой-да, ой-да, песенку запели.
А потом еще раз
Быстро раскачались.
Все у нас, все у нас
Весело смеялись.
Во время игры хвалите малышей, делая акцент на том, что они играют вместе, напоминайте, чтобы они смотрели в глаза друг другу и не расцепляли рук. Стимулируйте детей к подпеванию.
Инструктор по физической культуре Е.В.Маликова